Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс дополнительного образования, связанный с иннова-тикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития современного общества. Важнейшей ин-новационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора. Нет ничего более противоположного, чем учитель и тьютор.
Хотя это утверждение и не отменяет другого: учитель и тьютор –взаимодополняющие позиции в целостном построении дополнительного об-разования. Учитель – этот тот, кто знает, чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает, чему, как и зачем учиться. Частица «СЯ» в этом контексте меняет все. Тьютор – не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже нахо-дится в процессе самообразования. Тьютор – не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения. Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школь-ного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете нахо-диться в позиции изучающего (а не знающего), изучающего не методику пре-подавания, а сам предмет и изучающего - самостоятельно и для себя.
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осу-ществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образо-вательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник. Тьюторство – это отдельная культура, формировавшаяся в истории парал-лельно культуре преподавания и обучения. Культуре тьюторства, по крайней мере, девятьсот лет. Сегодня массовый характер тьюторство обретает в ди-станционных формах обучения, хотя в них уже во многом отличается от сво-их очных форм. Сегодня возникает необходимость возрождения именно клас-сической тьюторской позиции, очного тьюторства.
Культура самообразования не приняла в нашей истории коллективных форм, позволившей оформиться фигуре тьютора. Напротив, дидактика со времен Коменского породила множество методик, касающихся возрождения активной позиции ученика и различных форм самообучения под руковод-ством учителя (метод проектов и индивидуальных планов, коллективного творческого воспитания и комплексной системы обучения). Но все они мето-ды – методы обучения.
Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, боль-шим интересом к теме «Особенности деятельности педагога-тьютора в систе-ме дополнительного образования» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Объектом настоящего исследования является деятельность педагога-тьютора.
Предметом исследования является деятельность педагога-тьютора в си-стеме дополнительного образования.
Цель исследования: разработать рекомендации тьютору по осуществле-нию педагогической деятельности в системе дополнительного образования.
В связи с указанной целью работы необходимо поставить следующие задачи:
1)изучить тьюторство, как профессиональную деятельность;
2)проанализировать и описать задачи и роли педагога-тьютора в работе с обучающимися в рамках дополнительного образования;
3)исследовать функции педагога-тьютора в работе с обучающимися в рамках дополнительного образования;
4) предложить рекомендации тьютору по осуществлению педагогиче-ской деятельности в системе дополнительного образования.
Теоретической основой являются концептуальные положения об осно-вах деятельности тьютора, как педагога в системе дополнительного образова-ния, таких выдающихся ученых как Е.А. Алисов, В.В. Белова, Г.П. Буданова, О.И. Грекова, М.Б. Коваль, Л.С. Подымова, В.П. Сергеева, Г.В. Сороковых, Т.И. Сущенко, А.И. Шахова, А.С. Шипилова и др.
Основными методами данной курсовой являются сравнительный метод, позволяющий наблюдать и отслеживать результаты деятельности педагога-тьютора в комплексе дидактических, методологических компонентов допол-нительного образования; метод изучения научной, психолого-педагогической литературы.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой последовательно достигалась намеченная цель и раскрывалась тема работы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы особенности деятельности тьютора, как педагога в системе дополнительного образования
1.1 Тьюторство, как профессиональная деятельность
На данный момент профессия «тьютор» стремительно набирает попу-лярность, становится очень востребованной, а само тьюторство воспринима-ется как тенденция в развитии современного образования.
Следующие факторы способствуют такой популярности и востребован-ности профессии.
Во-первых, государство оформляет заказ на сопровождение тьютора. Полное внедрение стандартов образования возможно с профессиональными тьюторами и / или учителями, обладающими компетенцией тьютора в области образования.
Ирофессиональный тьютор, который организует совместное обсужде-ние с учеником и его семьей индивидуальных образовательных потребностей, желаний и целей, помогает организовать обучение и продвигает ученика по индивидуальному пути в образовательном пространстве.
Реализация концепции профильного образования в высшей школе пред-полагает соблюдение принципа индивидуализации, «учителя», «гарантом» ко-торого является тьютор в образовательном учреждении.
Государством четко определен курс на развитие научно-технического творчества, на организацию проектной, исследовательской и другой деятель-ности детей и молодежи. Учебная поддержка в этой области придаст новый импульс этим мероприятиям и позволит им полностью раскрыть свой потен-циал. Тьютор создает условия для того, чтобы молодые люди понимали про-ектную и исследовательскую деятельность как культурные способы взаимо-действия человека с ситуацией и решения образовательных, профессиональ-ных, производственных и жизненных проблем [12].
Новая система оплаты труда также способствует распространению про-фессии тьютора в системе образования, поскольку позволяет поощрять тью-торов за инновации, особую значимость и сложность профессиональной дея-тельности, поощрять их.
Во-вторых, будет заключен контракт на тьюторскую поддержку со сто-роны общества. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и моральными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта необходимость продиктована становлением и развитием граждан-ского общества, принципиально новым положением человека в нем. Прогрес-сивная часть общества поддерживает модернизацию системы образования, поскольку они стремятся получить возможность получить международный диплом о высшем образовании.
В-третьих, со стороны учащегося будет заключен контракт на оказание тьюторской поддержки. Потребность современного человека в самореализа-ции, самообразовании, самореализации значительно возрастает, что может быть результатом учебной поддержки.
Ученик осознает необходимость разработки и реализации индивидуаль-ной образовательной программы, программы профессиональной жизни и движения по индивидуальному образовательному пути. Также необходимо приобретение опыта осознанного и ответственного принятия решений, в том числе опыт осознанной зависимости от чего-либо. Актуализируется необхо-димость формирования субъективной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества [16].
В-четвертых, контракт на поддержку тьюторов присуждается некото-рыми представителями педагогического сообщества. В настоящее время в пе-дагогическом сообществе растет число учителей, разделяющих ценности и принципы открытого образования. Большая их часть объединяет осознание необходимости самореализации, самореализации через профессиональное развитие через овладение новой, инновационной педагогической позицией и профессией «тьютор».
Порядок воспитания в обществе очевиден. Возникает логичный вопрос: в чем принципиальная разница между профессиональным тьюторством и дру-гими профессиями социального образования? В чем его суть?
В целом, мы можем отметить следующее: традиционные социальные и образовательные профессии в большей степени ориентированы на усвоение норм. Учителя, с другой стороны, создают среду и условия для изучения но-вого, работы с неизвестным, неопределенностью и инновациями.
Профессия «тьютор», должность педагога-наставника в корне отличает-ся от профессии и должности учителя-предметника, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения давайте возьмем эти четы-ре профессии и их профессиональные должности как наиболее распростра-ненные и наиболее часто сравниваемые с профессией «тьютор».
Учитель-предметник с его гуманистической ориентацией отвечает за профессиональное обучение. Целью его профессиональной деятельности яв-ляется обеспечение того, чтобы ученики изучали и осваивали основы науки, которую он преподает. Содержание, которое ученик должен освоить, опреде-ляется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации занятий с учетом индивидуальных осо-бенностей учащихся преподаватель предмета не может полностью выйти за рамки программы. Преподаватель предмета в первую очередь заботится о разработке стандартов и успешном приеме выпускников магистратуры, соот-ветственно, ГИА и единого государственного экзамена по предмету, посколь-ку он отвечает за обучение [7].
Предметом профессиональной деятельности психолога в системе обра-зования является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и поддержание благоприятного психоло-гического климата в коллективе учебного заведения, диагностика психологи-ческих особенностей учащихся с целью учета их преподавателями на практи-ке.
Работа классного руководителя направлена на формирование классной команды. Его профессиональные цели заключаются в том, чтобы каждый член классной команды соблюдал правила и нормы школы.
Классный руководитель стремится поддерживать и обеспечивать эф-фективность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемо-стью и посещаемостью, обеспечивает общение между семьей и школой, шко-лой и семьей. Сфера ответственности классного руководителя - это классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение норм, установленных в коллективе.
Цель социального педагога - успешно социализировать каждого ребен-ка, помочь каждому ребенку найти свое место в обществе и овладеть прият-ными и приемлемыми социальными ролями для него и общества в целом. Со-циальный педагог в российском образовании работает в первую очередь с детьми из проблемных, сложных, социально брошенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, он явля-ется связующим звеном между ребенком и учителями, отстаивая позицию ре-бенка. Кроме того, социальные педагоги участвуют в оказании социальной помощи и поддержки семье и ребенку [13].
В отличие от предыдущих профессий, целью профессионального обу-чения является поддержка разработки и реализации индивидуальной образо-вательной программы каждым учеником.
Появление профессиональной и официальной должности учителя в об-разовательном учреждении как раз уместно, когда это необходимо, предо-ставление учащимся возможности разрабатывать и внедрять комплексную индивидуальную образовательную программу становится актуальным и цен-ным для администрации школы, учащихся, педагогического персонала и ро-дительского сообщества. В других случаях они могут ограничиваться учите-лями, обладающими компетенцией тьютора.
Из этого можно сделать вывод, что современное образование нуждается в квалифицированных тьюторах, которые должны обеспечивать выявление индивидуальных педагогических потребностей своих подопечных, оказывать организационную, консультационную и иную помощь в разработке и реали-зации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов и проектов. Поэтому так важно организовать специальную подготовку профес-сиональных тьюторов. Это расширит и модернизирует традиционные функ-ции учителя, адаптируя их к требованиям времени, образовательным потреб-ностям общества и образовательному кодексу государства.
В отсутствие комплексного решения проблем подготовки квалифициро-ванных современных педагогических кадров переход российской системы об-разования на инновационный режим для эффективного развития невозможен.
Кроме того, введение профессиональной подготовки по квалификации «тьютор» отвечает интересам учеников педагогических вузов, поскольку тре-бует овладения новыми методами и подходами обучения, востребованными на рынке труда.
Разработка и реализация программ профессионального педагогического образования, направленных на повышение квалификации тьютора, является насущной потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам лично-сти, общества (в том числе педагогического сообщества) и государства.
1.2 Задачи и роли педагога-тьютора в работе с обучающимися в рамках дополнительного образования
Рассмотрим деятельность тьютора с позиции характера задач, которые он должен решать во время занятий со учениками. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, концептуальные упражнения и многое другое, но все это лишь формы, в которых учителя работают над содержанием образо-вательной деятельности.
В задачи тьютора входят:
1. Создание комфортных условий для пребывания в организации до-полнительного образования:
- конкретная помощь в организации доступа к дополнительным образо-вательным помещениям;
- организация рабочих мест, мест отдыха и других мест, где проживают дети с различными способностями (например, ребенка с ограниченными воз-можностями).
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь кол-лектива, класса, организация дополнительного образования, формирование позитивных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в разработке соответствующих дополнительных образова-тельных программ, преодолении трудностей в обучении. При необходимости программа и учебный материал дополнительного образования корректируют-ся с учетом ближайших зон развития ребенка и его ресурсов, с учетом инди-видуальных физических и психических особенностей.
4. Организация, при необходимости, поддержка со стороны других спе-циалистов. Обеспечение преемственности и согласованности действий раз-личных специалистов в общении с ребенком.
5. Взаимодействие с родителями:
- вовлечение родителей в учебный процесс в системе дополнительного образования;
- формирование у родителей адекватных отношений со своим ребенком.
- помощь родителям в получении информации об особенностях разви-тия ребенка, прогнозе развития.
6. Оценивать результаты деятельности, отслеживать положительную динамику в деятельности детей с различными физическими и умственными способностями (например, ребенка с ограниченными возможностями).
Понятие «роли» подходит для отношения тьютора к ученикам. Роль - это проекция отношений. Характеристика хотя бы одной роли сразу восста-навливает представление обо всех отношениях.
Отношения со учениками уже предполагают выполнение определенной роли. Эта роль - наставник. Но когда он выступает перед учениками в каче-стве наставника, он устанавливает с ними другие отношения. Эти роли делят-ся на два типа: основные роли и официальные роли.
Тьютор выполняет следующие роли:
- консультанта,
- маркетолога,
- наставника,
- педагога,
- андрагога,
- менеджера,
- личности и другие.
Эти роли считаются «значимыми», то есть они относятся к содержанию отношений между наставником и учениками, но у наставника есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают форму различных значимых отношений со учениками [12].
В качестве консультанта, дирижера или наставника или в какой-либо другой важной роли устанавливаются различные формы отношений со учени-ками, которые отличаются друг от друга:
- командно-подчиненные - которые должны командовать учениками и выполнять их приказы;
- партнерские - ведет с вами переговоры;
- отеческие - панибратство.
Тьютор демонстрирует эти и другие типы формальных отношений по-всюду.
Все, что учитель либо говорит на уроке, либо отвечает на вопросы, не-обратимо: смысл сказанного воспринимается аудиторией и определенным об-разом влияет на ее восприятие всего, что будет сказано позже.
Кроме того, можно выделить следующие роли:
- «арбитр - поддерживает учеников и подтверждает, что их соображе-ния были правильными;
- «равный» - проведение общего обсуждения полезности теории жизни;
- «образовательная модель».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Е.А. Модернизация классической модели тьютор-ства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока / Е.А. Алек-сандрова. - М.: СФК-офис, 2013. - 683 c.
2. Атертон, Дж. Теория тьюторства / Дж. Атертон. - М.: ERGO, 2013. - 834 c.
3. Гордон, Э. Революция в тьюторстве / Э. Гордон. - М.: ERGO, 2010. - 821 c.
4. Гордон, Эдвард Столетия тьюторства / Эдвард Гордон , Элайн Гордон. - М.: ERGO, 2008. - 352 c.
5. Грачева, Н.Ю. Тьюторство в открытом образовательном про-странстве и текстовая культура. Сопровождение индивидуальных образова-тельных программ / Н.Ю. Грачева. - М.: Буки Веди, 2016. - 621 c.
6. Ковалева, Т. М. Тьюторство как ресурс для системы развивающе-го обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / Т.М. Ковалева, М.Ю. Череди-лина. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 918 c.
7. Ковалева, Т.М. Тьюторство в открытом образовательном про-странстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования / Т.М. Ковалева. - Москва: СИНТЕГ, 2012. - 126 c.
8. Ковалева, Т.М. Тьюторство в открытом образовательном про-странстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения / Т.М. Ковалева. - Москва: Огни, 2011. - 990 c.
9. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / Т.М. Ковалева. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 564 c.
10. Ковалева, Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис. – 246
11. Курепина, Татьяна Становление тьюторства в России на рубеже XX-XXI веков / Татьяна Курепина. - Москва: ИЛ, 2013. - 200 c.
12. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009.
13. Рыбалкина, Н.В. Размышления о тьюторстве / Н.В. Рыбалкина. - М.: СФК-офис, 2016. - 561 c.
14. Сироткин, С.Ф. Тьюторство как практика субъективации / С.Ф. Сироткин. - М.: ERGO, 2012. - 117 c.
15. Тьютор коррекционной школы: учебное пособие для начинаю-щихтьюторов /Под общ. редакцией Н.В. Пилипчевской. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. - с.
16. Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Опыт и перспективы нормативно-правового регулирования. - М.: Московский педаго-гический государственный университет, АПК и ППРО, 2012. - 180 c.
17. Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Профес-сиональный стандарт тьюторского сопровождения. - М.: Московский педаго-гический государственный университет, АПК и ППРО, 2011. - 248 c.
18. Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Станов-ление профессиональной тьюторской деятельности. - Москва: СИНТЕГ, 2014. - 312 c.
19. Тьюторство в университетском дискурсе. - М.: ERGO, 2010. - 120 c.
20. Чередилина, М.Ю. Тьюторство в открытом образовательном про-странстве и коучинг. Взаиморесурсность двух профессий / М.Ю. Чередилина. - М.: Буки Веди, 2015. - 557 c.
21. Чернявская, А.Г. Инновационные процессы в образовании. Тью-торство в 2 ч. Часть 1 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО / Анна Георгиевна Чернявская. - М.: Юрайт, 2017. - 563 c.
22. Чернявская, А.Г. Инновационные процессы в образовании. Тью-торство в 2 ч. Часть 1 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Анна Георгиевна Чернявская. - М.: Юрайт, 2016. - 121 c.
23. Чернявская, А.Г. Инновационные процессы в образовании. Тью-торство в 2 ч. Часть 2 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО / Анна Георгиевна Чернявская. - М.: Юрайт, 2017. - 457 c.
24. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тью-торство в 2-х частях. Часть 1. Учебное пособие для СПО / С.А. Щенников. - М.: Юрайт, 1977. - 772 c.
25. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тью-торство в 2-х частях. Часть 2. Учебное пособие для вузов / С.А. Щенников. - М.: Юрайт, 2010. - 109 c.